Чёрный кэб - Austin FX4

Чёрный кэб - Austin FX4



Austin FX4

Если верить истории, впервые такси появилось в Древнем Риме. Специальные колесницы перевозили клиентов, а примитивный механизм отсчитывал камушками расстояние поездки, и, соответственно, по количеству отсчитанных камушков пассажиры в итоге и расплачивались.

Впервые такси в современном виде появилось в начале XVII века в Лондоне. А к середине века извозчики стали неотъемлемой части городской жизни. В середине XIX века кучеры сменили свои громоздкие четырёхколёсные повозки на лёгкие и манёвренные двухколёсные повозки-кабриолеты, называемые сокращённо кэбами, а сами извозчики стали называться кэбменами.

Austin FX4

В конце XIX века на улицах Лондона стали появляться моторизированные извозчики, разъезжающие на французских автомобилях. Попытки наёмных перевозчиков соперничать с экипажами на конной тяге применялись и раньше, однако используемые для этого электромобили не смогли составить конкуренцию лошади.
Поначалу таксомоторы популярностью не пользовались, так как у богатеев были свои экипажи, а у бедняков денег на поездки не было. К тому же на тот момент не существовало единых тарифов, и водитель мог требовать с пассажира любые суммы.

Всё изменилось в начале века XX. Денежные споры решило новое немецкое изобретение – счётчик-таксометр! Именно этот прибор и подарил нам знакомое каждому слово – такси!
В 1907 году использование счётчиков стало обязательным. К тому же в это время появился единый свод правил перевозки. Только уверенное знание и неукоснительное исполнение строгого регламента позволяло водителю получить заветную лицензию на перевозку. Помимо должностных инструкций, регламент содержал требование и к автомобилям, используемым в такси. Например, помимо обязательного наличия счётчика, автомобиль должен был уметь разворачиваться с радиусом около 7.6 м, и это правило до сих пор делает машины лондонского такси крайне манёвренными и приспособленными к тесным улочкам Лондона.
Так или иначе, эти изменения и нововведения породили устойчивый спрос на услуги такси.

Austin FX4

В первые пару десятилетий британские таксисты использовали в основном французские и немецкие машины. Также таксопарки имели и шотландские автомобили, отличавшиеся мощностью и комфортом, и называемые Роллс-Ройсами среди такси.
В 1929 году среди английских кэбов появился новый автомобиль – Austin.

Austin Motor Company — британская автомобилестроительная компания, образованная в 1905 году Гербертом Остином, и выпускавшая автомобили высшего класса. Среди покупателей были великие русские князья, епископы Ватикана, высшие должностные лица Испании и знать Великобритании.
Во время Первой мировой войны компания Остин многократно увеличила свою активность, выпуская большое количество вооружения, в том числе и для Русской Императорской армии. Но после войны компания начала нести серьёзные финансовые потери. Продажа дорогих автомобилей не покрывала расходы компании на содержание развёрнутого в войну производства. В итоге в начале 20-х годов компания решила переориентироваться на выпуск недорогих малолитражных автомобилей. Это решение позволило компании в концу 20-х годов стать крупнейшим в Европе автопроизводителем.

Высокие таможенные пошлины, закрывшие путь автомобилям других стран, низкая цена и высокая надёжность позволили автомобилям Austin к 1934 году стать самой распространённой машиной в такси.

Austin FX4

Вторая мировая война остановила развитие таксомоторов. Водители ушли на фронт, а за руль стали садиться женщины. Бомбёжки и пожары уничтожали автомобили, а те, что сохранились, в большинстве своём были мобилизованы в армию.
Таким образом, после войны, лондонское такси началось заново. И очень кстати пришёлся выпуск в 1948 году нового автомобиля – Austin FX3, ставшим тем самым первым британским чёрным кэбом.
Автомобиль обладал особенностями, ставшими эталонными для всех последующих моделей такси. Если обычно такси являются немного изменёнными серийными машинами, то в Британии в такси используются специально созданные модели.
Автомобиль имел высокий кузов, дабы мужчина мог сесть внутрь, не снимая шляпы, рядом с водителем было создана специальная площадка для багажа, а в днище машины были встроены гидравлические домкраты, для удобства выполнения обслуживания. Прямо как у современных гоночных болидов))
Всего было выпущено 7000 Austin FX3.

В 1958 году в свет вышла новая модель – Austin FX4, ставшая для всего мира олицетворением того самого лондонского такси. Первый автомобиль получил регистрационный знак VLW 431.
FX4 явилась плодом совместного труда компании Austin, создавшей дизайн машины, компании Mann & Overton, создавшей шасси машины и компании Carbodies, которая довела всё это дело до ума и создавшей конечный облик машины.
Автомобиль имел рамную конструкцию, как и предшественник, однако отличался независимой передней подвеской и двухконтурными тормозами.

Austin FX4

Первые машины FX4 оснащались дизельными двигателями, объёмом 2.2 л, сопряжённые с автоматическими коробками передач. К слову, предыдущая модель имела только бензиновые моторы МКПП. Однако ручные коробки появились в качестве опции и на FX4 в 1961 году. А годом позже новой опцией стал и более мощный бензиновый мотор. Тем не менее, эти опции практически не пользовались спросом.

Помимо основной версии машины, покупателям предлагалась специальная – Austin FL2 Hire Car. Машина предлагалась в варианте лимузина, не имеющего отличительных знаков такси на крыше. Салон оснащался вторым передним сидением и особой отделкой. Так же на базе этой машины было построено несколько катафалков.

В это же время была предпринята попытка экспорта машин в Америку. Но попытка впарить маломощные машинке на мешалке американским таксистам, привыкшим к большим моторам и удобствам автоматической коробки, была обречена на провал. Попытка была повторена в 80-е с обновлёнными машинами, но с таким же провальным результатом.
Это можно считать неким восстановлением исторической справедливости. В начале века компания Ford безуспешно пыталась продать свои таксомоторы в Англию.

Austin FX4

В 1969 году модель претерпела фейслифтинг. Главным внешним изменение стал переезд задних указателей поворотов, получивших в народе кличку «заячьи уши», с крыши на задние крылья. Образ машины стал более гармоничным. Внутри же изменилась обшивка салона, и увеличилось рабочее место водителя, для обеспечения большего комфорта работы. К тому же в 1971 году появился новый дизельный мотор, объёмом 2.5 л, заменивший предыдущий двигатель.. Помимо всего прочего, этот двигатель значительно лучше подходил к устанавливаемой АКПП. А вот бензиновые двигатели, из-за низкого спроса, исчезли из линейки в 1973 году.

В 1982 году Carbodies, производившая кузова для Austin и Mann & Overton, выкупили права на FX4 у British Leyland – материнской компании Austin, потерявшей интерес к машине, и начала производить эту модель под своим именем.
Старый двигатель Austin был более недоступен, и новые владельцы решили оснастить машину дизельным мотором Land Rover, объёмом 2.3 л, а так же предложить покупателям аналогичный по объёму бензиновый движок в качестве опции.
Машина так же обрела удобные новшества – усилитель руля и усилитель тормозов на обновлённом шасси.

Austin FX4

На базе новой версии FX4 был возобновлён выпуск лимузинов FL2. В качестве опций были предложены роскошная отделка салона, кондиционер, бар и особая звуковая система. Лимузины производились до 1987 года.

Несмотря на нововведения, эта версия FX4 снискала плохую репутацию – сильно хромала надёжностью. Некоторые владельцы заменяли родные силовые агрегаты трёхлитровыми дизельными моторами Mazda. Более мощные двигатели сильными вибрациями приводили к повреждениям шасси автомобилей, что являлось следствием заводских дефектов машин.

Austin FX4

В 1984 Carbodies выкупила Mann & Overton и начала выпускать FX4 под торговой маркой London Taxis International (LTI). Машина получила дизельный мотор 2.5 л, обновлённые органы управления на приборной панели, современные дворники и усилители безопасности в дверях. Параллельно с этим создавалась новая модель, призванная заменить выпускаемый в течение 30 лет FX4. Однако проект новой машины был заброшен в 1985 году. И спустя два года старенькая модель пережила очередное обновление. Салон был переработан для возможности перевозки пяти пассажиров и обшит серым современным пластиком. Последнее особенно понравилось покупателям, давно испытывающим потребность в этой опции. Так же была создана версия такси для обслуживания инвалидов-колясочников.

В феврале 1989 года появилась очередная версия машины, носящая имя Fairway. На эти машины устанавливались дизельные моторы Nissan, 2.7 л. Это сделало такси быстрее и надёжнее. На машине появились передние дисковые тормоза и изменённая подвеска, которая позволила машине с новыми тормозами вписываться в нормативы разворота, принятыми ещё в начале века. Так же, в соответствии с новым законом, теперь все автомобили были приспособлены для перевозки колясочников. Fairway стала лучшей когда-либо выпускаемой версией FX4.

Austin FX4

В 1997 году London Taxis International выпустила, заменяя FX4 модель TX1.
Однако владельцы старичков не торопились и не хотели избавляться от своих машин. Fairway FX4 оказался уникальной по надёжности машиной. Производитель гарантировал эксплуатацию машин в течение 10 лет при пробеге до 800.000 км, однако реально машины, выдерживая жёсткую непрерывную эксплуатацию, проходили по миллиону и более километров, и многие машины служат уже более четверти века.
Надёжные и неприхотливые машины так же нашли покупателей и среди простых граждан, выкупающих списанные такси и использующие их для ежедневных поездок.
Всего же за 39 лет было выпущено около 75.000 экземпляров FX4.


Оригинал поста
©Rocky G



|На главную|