General Motors Le Sabre

General Motors General Motors Le Sabre



General Motors Le Sabre 1951

Есть люди и автомобили, которым суждено войти в историю. Часто они не зависят друг от друга, однако бывают моменты, когда выдающиеся люди создают выдающиеся автомобили.
В 1923 году пост генерального директора General Motors занял Альфред Причард Слоун, ставший легендой корпорации. Его авторитет был так незыблем, что и десятилетия после его смерти в 1966 году, кабинет руководителей GM, принимая важные решения, задавался вопросом: а как бы поступил Слоун?
Альфред Слоун сумел наладить слаженную работу огромной и разрозненной дилерской сети GM. Он стремился применять к работе научный подход и передовой опыт. Слоун был пионером внедрения в автомобильную промышленность планируемое устаревание машин, хотя почти сто лет спустя это привело к печальному результату. Также Слоун внедрил позиционирование брендов, создав лестницу марок, по которой покупатель поднимался вместе с ростом своего дохода.

General Motors Le Sabre 1951

В то время, когда весь мир строился заново после Второй мировой войны, США испытывали небывалый экономический подъём, заработав на войне баснословные капиталы. Американцы, на волне улучшающихся условий жизни захотели иметь новые лучшие автомобили, понимая, что довоенный автопром сильно устарел.
В это время в Америке наступил золотой век автомобилей. Покупатели располагали средствами, корпорации были готовы предоставить товар. Оставалось одно – показать потребителям, что предлагаемые машины лучше, чем у конкурентов, а значит заставить покупать.

General Motors Le Sabre 1951

Рекламные площадки только зарождались, телевидение было в зачаточном состоянии, а специализированных автомобильных журналов ещё вообще не было... И дальновидный Альфред Слоун придумал новый способ привлечь покупателей.
Из ежегодного отчётного смотра новых моделей GM в Нью-Йорке, Слоун создал настоящее шоу, где вниманию посетителей предлагались не просто автомобили, а дрим-кары! В первый же день выставки её посетили десять тысяч человек! А количество оформленных к вечеру предзаказов убедило корпорацию в том, что это прекрасный способ продавать новые машины. Так было принято решение о проведении ежегодной Моторамы Дженерал Моторс.

General Motors Le Sabre 1951

Одним из самых значимых для GM в частности и автомобильного мира вообще, было решение Альфреда Слоуна взять на работу дизайнера из Лос-Анжелеса – Харли Эрла, которому было суждено стать величайшим автомобильным дизайнером, создававшим целые эпохи. Модели, к которым он приложил руку, были растиражированы в количестве 50 миллионов машин. А его дизайнерские и стилистические находки и решения моментально подхватывали конкуренты.

General Motors Le Sabre 1951

В 1927 году Харли Эрл создал свой La Salle, определивший облик американских автомобилей на десятилетия вперёд. А спустя двадцать лет, Эрлу суждено было совершить революцию и начать новую эпоху – эпоху аэродинамического дизайна!
Первым автомобилем нового дизайна стал Кадиллак 1948 года, чей облик был создан под впечатление увиденного Эрлом самолёта Lockheed P-38 Lightning. Этот самолёт не был выдающимся, однако привлекал к себе внимание редкой двухбалочной схемой фюзеляжа. Дизайнер увидел в этом самолёте линии автомобиля – задние крылья Кадиллака заканчивались на манер хвостовых килей Локхида. Автомобиль моментально стал символом успеха и предметов вожделения американцев. Именно такой Кадиллак Элвис подарил маме, именно такому Кадиллаку Брюс Спрингстин посвятил песню…

General Motors Le Sabre 1951

Воодушевлённый успехом, Харли принялся за создание нового автомобиля мечты. Результатом его работы стал представленный на Мотораме 1951 года легендарный концепткар – Le Sabre, автомобиль, бросивший вызов всему автодизайну, автомобиль, который теперь принято называть манифестом нового аэростиля. И вновь Эрл был вдохновлён небом и авиацией – настала эра реактивных самолётов.
В основу дизайна лёг North American F-86 Sabre. Характерный воздухозаборник истребителя был перенесён на машину, за его фальшрешёткой скрылись сдвоенные фары головного света. Передний бампер, разделенный надвое, венчали хромированные пули, олицетворяя собой ракеты под крыльями самолёта. Автомобиль получил большое панорамное стекло, открывающее просторный обзор вокруг, подобно фонарю кабины пилота. Наконец сзади автомобиль имел большой стоп-сигнал, стилизованный под реактивное сопло и, конечно, огромные плавники, подобные самолётному килю.
Все эти элементы дизайна стали определяющими для автомобилей на следующие два десятка лет. А Харли Эрл вновь создал американский автомобиль!

The GM Concept Car LeSabre 1951 from Huhuy2000

General Motors Le Sabre 1951

Под капотом автомобиля был установлен большой и мощный экспериментальный двигатель с наддувом. Особенностью двигателя была его работа на двух типах топлива. В двух баках, размещённых в задних крыльях, содержались бензин и метанол. В режиме спокойной езды, двигатель работал на бензине, но стоило притопить педаль в пол, в двигатель начинал поступать метиловый спирт, и машина уверенно набирала ход. Его серийная упрощённая версия позже устанавливалась на автомобили концерна.
Ровному движению автомобиля также способствовала удачная развесовка, ставшая следствием размещения АКПП у заднего моста, как у гоночных болидов.
Внушительный пятиметровый автомобиль обладал спортивным характером. Помимо мощного двигателя этому способствовал и относительно лёгкий кузов, сделанный из тонколистовой стали, алюминиевых панелей, деталей из магниевого сплава и стекловолокна.

General Motors Le Sabre 1951

Двигатель:

Алюминиевый, расположенный спереди продольно V8, с наддувом, с двумя карбюраторами
Объём - 3.5 л
Мощность - 335 л. с.
Момент - 517 Нм
Разгон до 100км/ч - 8 с
Максимальная скорость - 183 км/ч

Трансмиссия:

4-ступенчатая АКПП
Привод - задний

Топливо - бензин премиум и метанол
Объём топливного бака - 2х75.7 л

Кузов:

Двухдверный двухместный кабриолет
Длина - 5.127 мм
Ширина - 2.014 мм
Высота - 1.270 мм
Клиренс - 152 мм
Колесная база - 2.921 мм
Передняя колея - 1.473 мм
Задняя колея - 1.524 мм
Полная масса - 1.723 кг

Подвеска:

Передняя - независимая, рычаги, резиновые цилиндрические торсионы, амортизаторы
Задняя - зависимая, Де Дион, полуэллиптические рессоры с амортизаторами
Тормоза - вентилируемые барабанные
Диски - 13 x 5.5 дюймов
Шины - 8.00-13 дюймов

Производство - General Motors
Дизайн - Харли Эрл
Год выпуска - 1951

General Motors Le Sabre 1951

Начинка Le Sabre была подстать его эффектной внешности. Машина была напичкана всем, чем только можно, всем самым удобным и прогрессивным. Одно только панорамное лобовое стекло притягивало внимание зрителей. Ну а то, что это стекло, в силу конструкции, сильно искажало для водителей окружающую обстановку – так это мелочи!
Автомобиль оснащался 12-ти вольтовой электрикой, редкой на тот момент. Это позволило оснастить автомобиль сервоприводами всего, что только можно.
На приборной панели автомобиля, помимо привычных указателей, появились компас и альтиметр – бесполезные, в общем-то, для водителя приборы, но ещё больше роднящие машину и самолёт.
В распоряжении пассажиров были регулируемые сиденья с подогревом, электростёкла дверей, встроенные гидравлические домкраты по углам автомобиля и датчик дождя. В отличие от современных датчиков, распознающих капли дождя и включающие дворники, электроника Le Sabre автоматически поднимала крышу автомобиля! Электроника закрывала крышу, даже если автомобиль стоял без водителя.

General Motors Le Sabre 1951

Вообще, Харли Эрл называл своё детище лабораторией на колёсах. Однако, в отличие от большинства шоу-каров и экспериментальных автомобилей, использовался Эрлом по прямому назначению. После того, как машина была показана на нескольких выставках и автошоу, Харли два года использовал её для ежедневных поездок, накатав за это время около 45 тысяч миль.
За это время машину частенько одалживали для разных целей. Однажды Le Sabre использовал генерал армии и 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр, прибывший на нём на ежегодную сессию НАТО в Париже.

General Motors Le Sabre 1951

После успеха Le Sabre, Харли Эрл увлёкся созданием компактного американского спорткара, представив публике Корвет. А в 1958 году выдающийся руководитель бюро Искусства и Цвета ушёл на заслуженный отдых, представив напоследок модели следующего года, а так же два своих последних дрим-кара на Мотораме – вдохновлённые ракетами GM Firebird III и Cadillac Cyclone.
В 1959 году имя Le Sabre было дано новому Бьюику. В этой связи и сам концепт 1951 года часто называют Бьиком, хотя это не верно. Модели под этим именем продержались на конвейере до 2005 года.

General Motors Le Sabre 1951

В 1961 году изжила себя и Моторама. Шоу погубил собственный гигантизм. Все больше городов и людей хотели увидеть шоу General Motors, которая сама корпорация называла самым грандиозным передвижным шоу. Очень скоро масштабы мероприятия выросли настолько, что для перевозки автомобилей, стендов и другого оборудования требовалось 150 тяжелых грузовиков…
К тому же Моторама дико нагружала дизайнеров GM, которые должны были ежегодно выдавать шоу-кары для всех пяти отделений корпорации. И это помимо их основной работы над модельными рядами. Да и телевидение охватывало страну, открывая для компаний новую рекламную площадку.
За период с 1949 по 1961 годы выставку посетило около 10.5 миллионов посетителей.

General Motors Le Sabre 1951

А потом пришли 70-е, топливный кризис, наплыв компактных европейских и японских автомобилей. Золотое время американских автомобилей прошло навсегда. Автомобили перестали быть олицетворением мечты, духа свободы и предметом фантазий, превратившись в утилитарные средства передвижения.
Вместе с этим также ушло время выдающихся руководителей и дизайнеров. Теперь во главе корпораций стоят безликие советы директоров, а машины создаются безликими дизайнерскими бюро под диктовку безликих отделов маркетинга…
Ну а великолепный Le Sabre жив до сих пор! Автомобиль в прекрасной форме и иногда радует публику, появляясь на различных шоу. Постоянным же его домом является музей General Motors, Стерлинг Хайтс, штат Мичиган.

General Motors Le Sabre 1951


Копия поста
©Rocky G
15 октября 2015 г.



|На главную|